ЖУРНАЛ

Обзор ярмарки Cosmoscow 2024

вернисаж новости
24 октября состоялось превью ярмарки современного искусства Cosmoscow. Одно из самых важных и масштабных событий года в этот раз проходит в Тимирязев центре с 25 по 27 октября. Подборка стендов, на которые стоит обратить внимание — в нашей статье.
Фото: пресс-служба ярмарки

Номинацию «Музей года» Cosmoscow 2024 получил Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал), который находится в Нижнем Новгороде. Арсенал представляет современный художественный процесс в сочетании с классическим искусством, работает с уникальной идентичностью территории. На своем стенде музей показал издательскую программу ГМИИ им. А.С. Пушкина с книжными рекомендациями сотрудников музея из разных городов. Интерактивная инсталляция, расположенная на стенде, посвящена библиотеке Арсенала, которую в ближайшем будущем ждут преобразования. В проекте принимают участие художники Сергей Бояринцев, Ваца, Лев Кайс, Егор Плотников, Катя Рыблова, Синий Карандаш, Алексей Старков, Ростан Тавасиев, Катя Червонных, а также архитектурное бюро [MISH] studio (Елена Евстратова, Миша Маслов) и 3D-дизайнеры Александр Красильников, Ольга Михайлова, Артур Софин.

Центр городской культуры (Пермь) стал победителем номинации «Институция года» Cosmoscow 2024. ЦГК открылся в 2016 году как инициатива Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция», и за восемь лет его существования в нем состоялись сотни самых разных событий — фестивалей, выставочных проектов, лекционных программ, конференций, круглых столов, семинаров, публичных встреч и многого другого. Центр городской культуры — это принципиально новая для Перми независимая площадка, созданная для поддержания местных культурных, общественных и просветительских инициатив. Основная цель — в том, чтобы открыть их друг для друга и для города, дать сообществам и конкретным людям площадку для высказывания и активного действия. Для этого ЦГК использует разные методы и форматы, объединенные общей и главной ценностью — партнерскими отношениями. Из этого вытекает и миссия центра: выявлять, объединять и презентовать все многообразие городских практик.

Александра Гарт стала «Художником года» по версии Cosmoscow. Художнику-победителю предоставляется возможность реализовать новый проект, который затем экспонируется на ярмарке. Александра на своем стенде представила произведение «Постоянство веселья и грязи». Произведение представляем из себя детскую карусель. Кажется, что с минуты на минуту на площади появится зазывала, приглашающий на аттракционы и обещающий веселье, и смех, и по-детски наивное беззаботное счастье, которое испытает каждый, кто заберется на яркие глянцевые спины лошадок. Но это обещание не выполняется, аттракцион оказывается немой рассыпающейся руиной, хрупким свидетельством неизвестно чего. Александра Гарт приобрела известность благодаря печатной графике — в качестве сооснователя студии печатной графики New Print Studio, куратора Графического кабинета в Малом манеже и автора тревожно-тоскливых, дребезжащих словно подъездные окна, визуально скудных работ.

Утром 24 октября объявили, что «Стендом года» Cosmoscow стал проект галереи из Санкт-Петербурга Jessica Gallery. Галерея ультрасовременного искусства фокусируется на прогрессивном искусстве молодых авторов, работающих в различных техниках, варьируемых от графики и живописи до тотальных и технологичных инсталляций. Стенд представляет из себя ночную дорогу, ведущую в небо, окруженную домами, лесом и билбордами. Художники, представленные в галерее: Иван Чемакин, Грехт, Вера Светлова, Нестор Энгельке, Илья Гришаев,

В этом году среди галерей, расположенных дальше МКАДА, особо выделяется FUTURO из Нижнего Новгорода. Галерея приглашает зрителей в свою живописную сокровищницу, развернутую на стенде Cosmoscow этой осенью. Вместо пространства, построенного для скользящего взгляда проходящих мимо гостей ярмарки, галерея FUTURO приглашает в пространство, организованное для всматривания. Медитативный пейзаж Сергея Карева погружает в пространство, где за границей горизонта можно разглядеть едва уловимые следы присутствия трансцендентного. Угадывая очертания привычных форм, зритель совершает ментальное путешествие вглубь вибрирующей пустоты. Специально для стенда FUTURO Gallery Леонид Костин создал кресло как произведение искусства, через которое художник говорит о взаимодействии человека с объектом. Так, благодаря особому формату зрительного контакта с работами, происходит тонкая настройка восприятия – от скольжения по поверхности к всматриванию, погружению, пониманию.

На стенде галереи Anna Nova в этом году представлены фотографические работы Дмитрия Маркова и монохромная живопись художника года по версии фонда Cosmoscow Александры Гарт. Дмитрий Марков — фотограф-документалист, волонтер и авторафоторепортажей о «провинциальной России», снятых на iPhone. Он стал первым российским участником рекламной кампании Apple, выиграл грант Getty Images, получил гран-при в конкурсе «Серебряная камера» и издал две фотокниги, не успев закончить третью.
Дмитрий Марков ушел из жизни в феврале 2024 года, и галерея Anna Nova открыла в августе 2024 года первый персональный проект фотографа после его смерти, где были показаны 60 работ автора, созданных с 2014 по 2023 год. Появление работ Маркова на ярмарке Cosmoscow 2024 на стенде галереи Anna Nova — важный этап в жизненном продолжении его творчества.

В 12 сезоне ярмарки современного искусства Cosmoscow Marina Gisich Gallery представляет работы Виталия Пушницкого, Евгения Юфита, Марии Кошенковой и Ивана Карпова. Авторы стенда исследуют взаимосвязь живого и неживого, человеческого и растительного.
Новые работы Виталия Пушницкого из серии «Остров» раскрывают интерес художника к буддийским практикам созерцания и интроспекции. В недавних графических сериях он стремился передать пространства, в которых душа оказывается, пребывая вне тела: во время сна или смерти. В новых работах узнаваемый эфемерный пейзаж принимает зыбкие очертания мастерской автора. Однако не стоит обманываться: мы все еще находимся в пространстве интроспекции художника, где он пребывает в философском одиночестве, а все предметы и места лишь тени на сводах пещеры.

В этом году на ярмарке также появился раздел персидского искусства, организованный при поддержке компании «Культуринг», представляет не только достижения опытных мастеров, но и демонстрирует смелость и креативность молодых и современных иранских художников. Эти художники не просто следуют современным мировым тенденциям, но и выражают в своих работах богатую и многослойную культуру Ирана. Их творчество дает глубокое представление о постоянно развивающемся искусстве страны.
Этот раздел включает работы авторов из состава четырех известных иранских галерей, которые впервые представляют современные и модернистские произведения искусства Ирана в России.

Галерея Ruarts — одна из самых влиятельных галерей современного искусства в России. Основанная в 2004 году коллекционером Марианной Сардаровой сегодня галерея поддерживает и продвигает искусство российских и зарубежных художников, работающих в разнообразных техниках современной художественной практики. Концепция стенда Ruarts в этом году исследует взаимодействие двухмерного и трехмерного измерений. Галерея представляет двух совершенно разных художников: Михаила Розанова – легенду черно-белой архитектурной фотографии и Сашу Фролову, известную своими латексными провокационными работами. Оба художника востребованы на рынке и ведут активную выставочную деятельность. У Михаила сейчас проходит совместная выставка с Сергеем Борисовым в ММОМА – «Город сказка», посвященная Москве. А у Саши персональная выставка в Суздале.

Для любителей видео-арта особенным стал стенд коллекции Дениса Химиляйне: видео-павильон в тайной комнате. Художник и режиссер Евгений Гранильщиков представил свои фильмы: "череда катастрофических событий, произошедших с началом эпидемии коронавируса, обратила наше внимание на тело: на его базовые ресурсы и возможности. Тело посылает нам простые сигналы. Иногда мы прислушиваемся к ним, иногда игнорируем. В этом состоит наш витиеватый диалог с самими собой, то есть буквально наш диалог с нашим собственным телом, в котором мы спорим с ним или соглашаемся и в конечном итоге проживаем эту жизнь."